4.2.2. Феномен переходного состояния чисто фактор синтеза воображая развитие науки с позиции классического, неклассического и постнеклассического этапов, в рамках коих на смену основополагающим принципам классической науки опомнились постулаты неустойчивости, изменчивости, вероятности, В.С. Степин [1] обратил внимание на надобность лишнего изыскания ряда приоритетных аспектов, среди коих выделяются, молвим, проблемы темпоральности и противоречия. Феномен «переходного состояния» выступает в качестве одного из величественнейших элементов синтеза. посему вторая доля параграфа связана с попыткой разбора переходных состояний с учетом систематичности зрелища методологических и социальных спросов, глядящих чисто базисных оснований социальных противоречий и изменений в развитии российского общества, этак и динамичности описания социальной реальности чисто процесса. С метатеоретических позиций необходимо обратить внимание на то, что в современной научной парадигме осуществляется оригинальный переход от разбора социальных объектов к рассмотрению их касательств. Осуществляя моделирование социальных процессов вообще и социальных изменений, в частности, исследователь приходит к обусловленным упрощениям, использованию конструктивных схем в разыскании, а нередко, что в взаправдашнее времена становится хватит модным, использует формально-логические или математические методы подхода чисто к социальной реальности, этак и к социальному изменению. В этом случае планируются методы научного познания, начиная с идеализаций, когда говор шествует, молвим, о математических методах по взаимоотношению к социальному процессу, и заканчивая элементарными структурами и структурно-функциональными подвластностями, кои необходимы, а порой даже и покойны для описания социальных изменений. знамо, любая модель в знаменитой степени являет условной по взаимоотношению к социальной яви, этак чисто само ее использование, конструирование и интерпретация нередко зависят чисто от особенностей профессиональной подготовки исследователя, этак и от тех познаний, коими настоящий исследователь обладает, причем нередко это зависит от того, какие ставятся конкретные исследовательские задачи. В этом резоне не вытекает рассуждать о том, что бытуют более адекватные или менее адекватные модели, связанные с моделированием социального изменения. Понятие «изменение» прямо не сводится к понятию «социальное изменение», а посему та модель, коя, вероятно, будет максимально ускоренной к адекватной по взаимоотношению к моделированию социального процесса, вполне может не трудиться при описании социального изменения. говор шествует о том, что выбор моделей определяется теоретико-познавательными задачами изыскания. В частности, при разборе социальных изменений намечается, что для его моделирования необходимы особого рода модели, кои отражают концептуальные особенности понятия «изменение». Исходя из нашего зрелища о концептуальной основе понятия «изменение», понятия «социальное изменение», постулируем, что характерной особенностью моделей для адекватного отражения социального изменения будет использование в них интервальной концепции времени и синтезированной интервально-моментной концепции [2], [3]. Особенностью любой модели для отображения социального изменения будет выделение на временной шкале социального изменения этак именуемых стабильных фазисов и фазисов, кои можно разумить чисто переходные состояния от одного социального события, зафиксированного в рамках социального времени, к другому социальному событию. характеристичным образчиком можно почитать деление истории на разные формации, этак чисто невозможно жестко зафиксировать момент времени, какой отделяет предшествующие формации от последующих. Это же можно возговорить о любом глобальном подходе к социальному процессу, будь то цивилизационный подход, циклический подход, ковариативный подход и т.д., то снедать социальные изменения можно, молвим, выделить по изменению производительных сил отвечающего общества, а можно рассматривать по интервалам, предположим, правления того или другого порфироносца. Если в рамках этих подходов приоритетна идея прогресса в социальном процессе, то этот прогресс не может быть непрерывным, если не почитать, что генеральная концепция человечьей истории являет прогрессивной. Однако это не являет постулатом ряда философских школ; посему, признавая идею прогресса в рамках социальной реальности, исторического прогресса, вообще можно лепетать и об идеализации исторически стабильных интервалов развития общества, и даже о тех интервалах, сравнительно коих можно возговорить, что социум обретался в установленной стагнации. В любом случае при конструировании модели социального процесса вообще и социальных изменений, в частности, необходимо учитывать тот факт, что эта модель должна отражать кой-какие переходные состояния в истории, кои порой величают социальными «разрывами» [2], [4], [5]. Учитывая концепции моментных или интервальных структур времени, их наложение на социальное изменение, приметим, что подобные переходные состояния могут пониматься чисто те интервалы времени, кои бытуют между разными социальными событиями (например, кончина правителя, переворот и т.д.). Могут рассматриваться и таковские интервалы, кои вожделея и отражают отвечающие этапы объективного времени, однако, тем не менее, в них невозможно пускать однозначные интерпретации социального процесса. характеристичным образчиком могут предназначаться суждения о «темных» или «смутных» временах, молвим, в России; в эдаких случаях фактически говор шествует не о том, что исследователь не может в достаточной степени детально, с точки зрения темпоральной хронологии, рассказать, что выходило в том или прочем конкретном году. Оценка истории с позиций признания ее объективности, общезначимости в этих и подобных случаях утилитарны невозможна, этак чисто возникает масса ее интерпретаций. Эти интерпретации диктуются не силом социальных событий, а невозможностью дать им адекватную оценку: переходные состояния - это, знамо, те же «разрывы» в истории, те же темпоральные «щели», чисто зачислено лепетать, молвим, в рамках неопозитивистской концепции [3], [6], [7]. Переходные состояния действительны в рамках социальных изменений и характеризуют те интервалы, кои реально бытуют на шкале времени между вожделея бы парой зафиксированных социальных событий, владеющих касательство сурового темпорального предшествования между ними. природно, что идея о переходных состояниях в истории принципиально свежеиспеченной не являет, к ней обращались чисто ученые времен древности, этак и нынешние философы в нашей палестине и за рубежом. Однако существенно выделить то, что рассматриваемая проблема переходного состояния в рамках социального времени с выходом на концептуальные и семантические аспекты являет крошечно разработанной и в взаправдашнее времена. чисто демонстрируют изыскания, отданные рассмотрению переходного состояния в рамках концепции социального изменения, намечается предварительное обращение к методологическим аспектам, что располагает точка в работах эдаких отечественных ученых, чисто Д.П. Горский, И.С. Нарский, В.В. Попов [8], [9], [10]. Методологический рассмотрение изменения вообще и социального изменения в частности с надобностью предполагает обращение к проблеме противоречия, и историко-философские ключи - важнейшее тому подтверждение. В взаправдашнее времена подход к данной проблеме характеризуется в основном применением формальных моделей к разысканию процесса социального изменения. В литературе стало модным кликать это формализацией диалектического процесса, однако было бы безвременно лепетать о построении адекватных формализованных систем и в касательстве формального конструирования отвечающих социальных процессов. В методологии науки диалектическое противоречие рисуют посредством формулы АU¬A и принимают тезис, что система, опирающаяся на настоящую формулу, может быть оценена чисто ложная, этак чисто она разноречива. Между тем водятся сомнения сравнительно того, что подлинно в методологии науки противоречие выражается собственно формулой AU¬A. Сама проблема может быть сформулирована вытекающим образом: «Принадлежат ли социальному объекту разноречивые свойства в одном и том же касательстве или же их вытекает рассматривать в неодинаковых отношениях». В первом случае возникает вытекающая дилемма: либо вытекает встретить классическое понятие конъюнкции, либо вытекает вкладывать в нее какой-то неклассический резон. Перспективы развития финального показываются весьма мглистыми. Что же трогает классического значения конъюнкции, то она будет неадекватно мыслить адекватность двойственных свойств меняющего объекта. Учитывая тавтологии классической логики высказываний фрукта AUB А и АUB В, достоверно будет оценить формулы AU¬A А и АU¬A В, то снедать выяснить, можно ли, принимая их, лепетать сравнительно истины А или ¬A. Если вытекать хватит разблаговещенной точке зрения, то ответ будет, знамо, негативным, этак чисто на истинность оценивается не одна какая-то доля диалектического противоречия, а само противоречие в круглом. Однако при этом, во втором случае, диалектическое противоречие не располагает отражения в самой формуле AU¬A, этак чисто конъюнкты исходно не отражают двойственных свойств модифицировающегося объекта, и посему было бы неправомерно мыслить их сквозь формулы A и ¬A. этак, например: «социально-экономические переустройства, коротаемые в современной России, доставляют срзу позитивные и негативные результаты». подлинно, социально-экономические переустройства в России в взаправдашнее времена в одних касательствах можно оценить чисто позитивные, а в других - чисто негативные, однако это будут целиком разные взаимоотношения. посему утверждения «Существуют социально-экономические переустройства, кои доставляют позитивные результаты» и «Существуют социально-экономические переустройства, кои доставляют негативные результаты» не могут быть представлены в облике формулы из четы AU¬A. Очевидно, тут располагают точка субконтрарные, однако не контрадикторные утверждения. И более дословный резон соотношения настоящих образчиков утверждений мог бы быть передан конъюнкцией, сформулированной не формулой AU¬A, а формулой фрукта AUB. Причем финальная не притязает на формулу противоречия, она лишь фиксирует соединение двух утверждений, между коими лишь на начальный взор бытует этак именуемое диалектическое противоречие, какое исчезает при более детальном рассмотрении отвечающих образчиков. Проблема изыскания логическими оружиями разноречивости изменения вообще и социального изменения в частности, однако, не сводится к обсуждению статуса формулы AU¬A, вожделея без него, знамо, не встать. На самом деле существо заключается в выявлении и описании переходного состояния сравнительно внутренней структуры интервала социального времени, в каком и происходит социальное изменение. Противоречие будет определяться сквозь противоречие между начальным и остатним состояниями объекта социального изменения, что являет итогом разноречивости самого процесса перехода от одного состояния социального объекта к другому его состоянию. чисто оценивать в этом случае непосредственно процесс подобного перехода? Одним из вероятных методологически значимых вариантов решения этого спроса являет собственно выделение переходных состояний. Переходное состояние можно представить вытекающим образом. Процесс социального изменения фиксируется сравнительно по крайней мере четы состояний социального объекта. И если одно из них наметить сквозь p, то прочее встретит, соответственно, обличье - ¬r. Причем в подобный ситуации знак отрицания может указывать чисто на состояние, подлинно противоречащее p, этак и на состояние модифицировающегося объекта, какое выделяется от p, однако не будет с ним в противоречии в железном резоне этого слова. Однако между подобными состояниями объекта социального изменения располагает точка еще одно состояние - это состояние и будет состоянием перехода. Оно не являет ни состоянием p, ни состоянием - ¬p. Представим кое-какой прикрытый интервал социального времени t. нехай с его отправным моментом времени mo соотносится состояние r0 модифицировающегося объекта, а с остатним mj - состояние pj. расчленим интервал социального изменения t* на три последовательных интервала социального времени t1, t2, t3, кои упорядочены взаимоотношениям предшествования. В соответствии с подобный последовательностью установим интервал t2 за интервал переходного состояния объекта социального изменения. Разумеется, что длительность всякого из подобных интервалов здоровеннее нуля, однако глупо лепетать о соотношении длительностей этих интервалов, этак чисто экое соотношение можно выявить в конкретной эмпирической ситуации. В нашем случае в течение интервала времени t2 располагает точка собственно переходное состояние в изменении социального объекта. однако означает ли это возможность определенности по взаимоотношению к t2 состояний p0 и pj модифицировающегося объекта? Ответ должен быть негативным, исходя из вытекающих соображений. Прежде итого, если отождествить интервал времени t2 с интервалом t*, исключая в t2 моменты m0 и mj, то возникает ситуация сурового предшествования начального и последующего моментов на шкале социального времени, что ведет к «мгновенному» переходу в прочее состояние и изменению. Понятие социального изменения в этом случае просто-напросто теряет резон процесса, интервал t* перестает быть прикрытым, а существование момента mj становится излишним, этак чисто он прекращает быть гранью изначально зафиксированного интервала социального изменения. ниже при подобной возможности не исключается присоединение какого-либо подинтервала t2, молвим к интервалу t1 и шиворот-навыворот, или даже образование из подинтервалов, глядящих к t2 и t1, кое-какого нового интервала. При выборе любого из этих вариантов проистечет неправомерное соотнесение отправного состояния модифицировающегося объекта с состоянием перехода, что их просто-напросто отождествит, и, наконец, вытекает принимать во внимание, что степень возникновения состояния p существенно выделяется в интервалах t1 и t3. изыскание переходного состояния являет непосредственным разбором социального изменения, этак чисто в моментах m0 и mj фиксируется лишь почин и плод социального изменения. Возникает, однако, резонный вопрос: чисто можно рассматривать историческое изменение, если его состояния p0 и pj не содержатся в интервале t2? подлинно, это этак, если представить состояния чисто описываемые одним высказыванием в рамках природного стиля. вытекает признать, что экое воззрение располагает точка в современной литературе. Между тем, более адекватной сдается точка зрения Л. Витгенштейна [11], раскрученная Г. поле Вригтом [12], коя в обобщенном облике сводится к тому, что всякое состояние модифицировающегося объекта описывается некоторой совокупностью высказываний. В этой связи рассмотрение социального изменения в интервале перехода необходимо коротать на нескольких уровнях. одинешенек из них предполагает неоп