Интерва±л (от P P интервал, дистанция, разница)P соотношение двух звуков ( ), располагающих определённые звания. тельный звук интервала прозывается его основанием , верхнийP макушей . 1. По ширине (количеству заключённых в них ступеней). Число, помечающее численность ступеней в интервале, также представляет лаконическим обозначением этого интервала в музыкальной грамоте. Интервалы от примы до октавы прозываются простыми , от октавы до квинтдецимыP составными . Интервалы размашистее, чем квинтдецима, не рассматриваются будто самостоятельные и не владеют прозваний. 2. По «качеству» (количеству заключённых в интервале тонов и полутонов при знатном числе ступеней). «Качество» интервала определяется словами «большая» (сокращённо б. ), «малая» ( м. ), «чистая» ( ч. ), «увеличенная» ( ув. ), «уменьшённая» ( интеллект. ), «дважды увеличенная» ( дв. ув. ) и «дважды уменьшённая» ( дв. интеллект. ). дефиниция качества интервала самостоятельно невозможно и предназначается дополнением к определению его ширины. немалыми и малыми могут быть секунды, терции, сексты и септимы; безукоризненными могут быть примы, кварты, квинты и октавы; приумноженными и уменьшёнными могут быть любые интервалы (за исключением уменьшённой примы, коя не может быть на практике) Обращением интервала прозывается перемещение его звуков на октаву ввысь или долу этаким образом, дабы они поменялись местами: верхний стал исподним, а нижнийP верхним. При обращении качество интервала меняется на противоположное: большущий становится малым, увеличенныйP уменьшённым и шиворот-навыворот. безупречный интервал остаётся незапятнанным. При обращении простого интервала на октаву переносится одинехонек из его звуков, при этом сумма цифровых обозначений обоих интервалов вечно равновелика девяти. Если требуется обратить составной интервал, на октаву переносятся оба его звука (верхнийP долу, нижнийP вверх), при этом сумма цифровых обозначений обоих интервалов вечно равновелика шестнадцати. приумноженная октава, также рассматривающаяся будто составной интервал, даёт в обращении октаву уменьшённую. Теоретически в «правильных» интервалах частоты должны корреспондировать будто небольшие цельные числа; на практике это достижимо исключительно при возможности пластического изменения вышины тона (вокал, скрипка, тромбон иPт.Pп.). См. также Фридкин Г. утилитарное руководство по музыкальной грамоте.P М.: Музгиз, 1962