Интерва±л (от интервал, дистанция, разница)
соотношение двух звуков ( ), обладающих определённые прозвания. тельный звук интервала именуется его
основанием , верхний
макушей .
[ 1. По ширине
(количеству заключённых в них ступеней). Число, отмечающее численность ступеней в интервале, также представляет скупым обозначением этого интервала в музыкальной грамоте.
Интервалы от примы до октавы прозываются простыми , от октавы до квинтдецимы
составными . Интервалы машистее, чем квинтдецима, не рассматриваются чисто самостоятельные и не обладают наименований.
2. По «качеству»
(количеству заключённых в интервале тонов и полутонов при именитом числе ступеней). «Качество» интервала определяется словами «большая» (сокращённо
б.
), «малая» (
м.
), «чистая» (
ч.
), «увеличенная» (
ув.
), «уменьшённая» (
рассудок.
), «дважды увеличенная» (
дв. ув.
) и «дважды уменьшённая» ( дв. рассудок.
). дефиниция качества интервала самостоятельно невозможно и предназначается дополнением к определению его ширины.
большущими и малыми могут быть секунды, терции, сексты и септимы;
безупречными могут быть примы, кварты, квинты и октавы;
повышенными и уменьшёнными могут быть любые интервалы (за исключением уменьшённой примы, какая не может бытовать на практике);
двукратно уменьшёнными могут быть квинты и октавы.
[ Обращением интервала именуется перемещение его звуков на октаву ввысь или долу таковским образом, дабы они поменялись местами: верхний стал исподним, а нижний верхним. При обращении качество интервала меняется на противоположное: здоровый становится малым, увеличенный уменьшённым и напротив. безукоризненный интервал остаётся незапятнанным. При обращении простого интервала на октаву переносится одинешенек из его звуков, при этом сумма цифровых обозначений обоих интервалов век равновелика девяти.
Если требуется обратить составной интервал, на октаву переносятся оба его звука (верхний долу, нижний вверх), при этом сумма цифровых обозначений обоих интервалов век равновелика шестнадцати.
приумноженная октава, также рассматривающаяся чисто составной интервал, даёт в обращении октаву уменьшённую.
[ Теоретически в «правильных» интервалах частоты должны корреспондировать чисто небольшие цельные числа; на практике это достижимо единственно при возможности пластического изменения вышины тона (вокал, скрипка, тромбон и т. п.).
[ См. также
[ Фридкин Г.
утилитарное руководство по музыкальной грамоте. М.: Музгиз, 1962