интервал

интервал

Интервал

(от лат. intervallum-промежуток, расстояние) в музыке и акустике, соотношение двух звуков по вышине, т.Интервал е. частоте звуковых колебаний (см. ). нательный звук И. зовется его основанием, а верхний - макушкой. Последовательно взятые звуки образуют мелодический И., вдруг взятые звуки - гармонический И. любой И. определяется объёмной, или количественной, величиной, т. е. числом составляющих его ступеней, и тоновой, или качественной, т. е. числом заполняющих его тонов и полутонов. К простым глядят И., образующиеся в пределах октавы, к составным - И. машистее октавы. званиями И. предназначаются латинские порядковые числительные бабского рода, указывающие на численность ступеней, обнимаемых всяким И.; тоновая размер интервалов обозначается словами: малая, вящая, незапятнанная, повышенная, уменьшенная. Простыми И. являются: незапятнанная прима (0 тонов), малая секунда ( тона), вящая секунда (1 тон), малая терция (1 тона), вящая терция (2 тона), незапятнанная кварта (2 тона), повышенная кварта (3 тона), уменьшенная квинта (3 тона), незапятнанная квинта (3 тона), малая секста (4 тона), вящая секста (4 тона), малая септима (5 тонов), вящая септима (5 тонов), незапятнанная октава (6 тонов). Составные И. возникают от прибавления к октаве простого И. и держат свойства аналогичных им простых И.; это - нона, децима, ундецима, дуодецима, терцдецима, квартдецима, квинтдецима (две октавы); более размашистые И. именуются: секунда сквозь две октавы, терция сквозь две октавы и т. д. Перечисленные И. зовутся также основными или диатоническими (см. ). Диатонические И. могут быть умножены или уменьшены при помощи повышения или понижения на хроматический полутон основания или макушки И. При синхронной разнонаправленной альтерации на хроматический полутон обеих ступеней И. и при альтерации одной ступени на хроматический тон возникают двукратно усиленные или двукратно уменьшенные И. Все измененные посредством альтерации И. зовутся хроматическими. И., по-различные по числу заключённых в них ступеней, однако равные по тоновому составу (звучанию), сообразовываются энгармонически равновеликими, скажем фа - соль-диез (увеличенная секунда) и фа - ля-бемоль (малая терция). Все гармонические И. разделяются на консонирующие и диссонирующие (см. Консонанс и Диссонанс ). К консонирующим И. глядят незапятнанная прима и октава (весьма безнадежный консонанс), незапятнанная кварта и квинта (совершенный консонанс), малая и вящая терция и секста (несовершенный консонанс). К диссонирующим И. глядят малая и вящая секунда, повышенная кварта, уменьшенная квинта, малая и вящая септима. Перемещение звуков И., при каком его основание становится верхним звуком, а глава - исподним звуком, зовется обращением; в плоде возникает новейший интервал. Все незапятнанные И. обращаются в незапятнанные же, малые в здоровые, здоровые в малые, усиленные в уменьшенные и наизнанку, двукратно усиленные в двукратно уменьшенные и наизнанку. © В. А. Вахромеев.


Похожие записи:

Последнии записи

Популярные записи

Hosted by uCoz